Вторник 03 декабря
Связаться с редакцией

Если в разведку, то с «Тулой»

Назад

22 сентября 2017 00:00

 0
Экономика

Автор: Тамара ГОЛОВИНА

Фото: Александра КОЛЕСНИКА

Есть в городе оружейников завод, который, хоть и выпускает, как и многие другие промышленные предприятия областного центра, военную технику, но, в силу уникальности своей продукции, занимает в сфере тульского ОПК совершенно особое место. Да и в России предприятий, схожих по задачам и технологиям с ПАО «Завод Тула»,— по пальцам пересчитать.

Разведка — вот основной конек «Тулы», причем не какая-нибудь, а самая что ни на есть опасная. Приборы, разрабатываемые, испытываемые и изготавливаемые на этом удивительном предприятии, не боятся вредных сред, готовы разведать радиационную, химическую и бактериологическую обстановку в различных климатических и метеорологических условиях во многих точках на карте страны.

Завод по очень многим позициям уникален. Его специалисты обладают специфическими знаниями и умениями и, несмотря на то что они не держат их под спудом, а стараются передать молодежи, их опыт и мастерство, без преувеличения, на вес золота. Почему? Об этом, а еще о большом потенциале родного предприятия говорит его генеральный директор В. М. Бухал, возглавляющий ПАО «Завод Тула» около 30 лет.

И это тоже удивительный факт. Пожалуй, ни у кого другого из представителей тульского директорского корпуса, в том числе в ОПК, такого большого, как у Виктора Михайловича, стажа руководства заводом нет.

Госзаказ — и Бог, и Царь

«Молодой коммунар» рассказывал и об истории предприятия, и о том, как в новейшей России оно умело ориентировалось в запросах рынка, в том числе и по выпуску востребованной им в разные годы гражданской продукции. Не выживало, а работало как должно, и развивалось. И сегодня у «Тулы» и хорошие перспективы, и солидный интеллектуальный и производственный задел на будущее.

— Выработка на одного работающего,— говорит Виктор Михайлович,— постоянно растет. Прогнозируем, что в этом году она составит более 10 млн рублей, а объем товарной продукции, по сравнению с 2016 годом, увеличится в два раза. Это объясняется прежде всего ростом объема заказов, в том числе от Министерства обороны Российской Федерации. К тому же мы выпускаем не только больше машин, но и расширяем линейку продукции…

— Речь идет и постановке на производство новых машин радиационной, химической и бактериологической разведки?

— Конечно. А еще о модернизации существующих, совершенствовании их технических и эксплуатационных характеристик. В этом году успешно испытана новая, отвечающая современным требованиям машина разведки для ВДВ — РХМ-5 М на базе шасси «Ракушка» Курганского машиностроительного завода. В следующем году в рамках гособоронзаказа завод уже будет осуществлять поставки изделий в войска.

В стадии завершения — разработка машин разведки для сухопутных войск. Для этих целей используются камазовские шасси «Тайфун», а еще «Тигр» Арзамасского машиностроительного завода. В этом ноябре проведем предварительные испытания опытных образцов, а в 2018 году пройдут государственные испытания… Думаю, успешно. Работа проделана очень серьезная.

Уровень наших разработок довольно высокий. Используются различные современные навигационные системы для того, чтобы приборы могли проводить измерения, например дистанционно. Для этого очень хороши беспилотники.

— Разработки осуществляют специалисты завода?

Опытно-конструкторские работы в основном — за заводскими специалистами. В области научных обоснований обращаемся за помощью в серьезные научно-исследовательские структуры, например, тесно сотрудничаем с МГТУ имени Н. Э. Баумана. А еще стремимся к созданию принципиально новой, современной приборной базы, в том числе за счет развития кооперативных связей. Это касается анализаторов — к примеру, спектометров, средств автоматического сбора информации, тех же беспилотников… Серьезно и тщательно подходим к решению задач импортозамещения, и многое нам удается. Об этом говорят и цифры. Объемы производства для завода, небольшого в сравнении с крупными предприятиями Тулы по числу работающих в нем людей, в этом году должны составить более 3 млрд рублей…

— А как обстоит дело с выполнением госзаказа?

— Очень ответственно коллектив относится именно к этой работе. Самое главное — сделать ее качественно и в строго отведенные сроки. Требования со стороны государства ужесточаются, объемы растут — и мы обязаны справиться с задачами как должно. Для нас главное — до 15 ноября поставить 77 единиц техники в войска и идти дальше…

— К каким целям?

— Завершить испытания двух машин на базе «Тайфун» и «Тигр», осуществить подготовку производства машин РХМ-5 М. И это — далеко не всё. Конструкторам, технологам, производственникам, испытателям — всем задач хватает. И мы их решаем. Активно развиваем серийное производство в соответствии с современными требованиями, переоснащаем производственные участки прогрессивным оборудованием, внедряем эффективные технологии. То, что работа в этом направлении ведется грамотно, доказывает, например, серийное производство 34-х новых машин разведки РХМ-6, изготовленных в соответствии с условиями заказчика. К тому же завод выполняет работы по ремонту и модернизации машин разведки до уровня современной техники, а также проводит сервисное обслуживание и ремонт техники непосредственно в войсках. То есть коллектив «Тулы» способен комплексно выполнять задачи по разработке, испытаниям образцов, производству новых изделий, ремонту, модернизации и обслуживанию несущей службу техники…

— Что дается сложнее всего?

— Выстраивание надежных связей со смежниками. К сожалению, нет четких гарантий со стороны некоторых поставщиков деталей и комплектующих по четкому соблюдению сроков выполнения контрактов. Это общая беда предприятий, замыкающих цепочку в изготовлении конечного изделия, в основном «головных». Для регулирования связей между кооперативными звеньями, контроля за ними, на мой взгляд, нужна определенная структура, заинтересованная в качественном и четко уложенном в заданные сроки выполнении гособоронзаказа. «Головным» заводам непросто требовать соблюдения условий контрактов, например с предпринимательских структур, не координируемых государством…

Мешают работе и монополитические амбиции некоторых смежников, задержки платежей. Но это мешает не только нам…

Опыт и инициатива

— Да, действительно типичная проблема. О ней директора тульских оборонных предприятий говорили на заседании регионального отделения «Союза машиностроителей России».

— Мы обязаны справиться с сегодняшними задачами и искать решения новых. Коллектив завода на это нацелен. Кстати, он заметно за последние годы помолодел. Теперь средний возраст работников «Тулы» — около 42 лет. Наставники, в основном наши ветераны, передают знания и опыт молодым. Эстафету есть у кого принимать,— гордится своими кадрами Виктор Михайлович.— Например, у заместителя генерального директора по науке В. А. Веселова, который на заводе работает очень давно и знает его специфику почти досконально. Около 37 лет связывают с «Тулой» главного конструктора В. Л. Петрухина, умеющего создавать в важнейшем для завода подразделении творческую атмосферу, побуждать коллектив к разработке новых, востребованных временем изделий. Высокий профессионализм отмечает специалистов ОГК, начальников бюро: технической документации — Т. А. Фирсову и электрооборудования — Н. Н. Чижова, заместителей главного конструктора А. В. Карташова и Е. И. Кузнецова. Опыт и творческий подход к делу ведущего инженера-конструктора И. М. Якушиной тоже очень ценен для молодых специалистов ОГК. В сплаве опыта и инициатив — залог успеха развития завода.

— А среди молодежи есть одаренные и болеющие за дело люди?

— А как же! Сходу сложно многих назвать, но вот кто сразу приходит на ум, так это С. Лепешева, В. Рабецкий, В. Лагутин, ответственные и целеустремленные специалисты. Хочу еще отметить начальника механосборочного цеха военной техники В. М. Потлова, умеющего мобилизовать мастеров, случается, что и на трудовые подвиги ради дела, а также С. Б. Шеремета, Т. Д. Боначёву, В. В. Кузнецова, Б. Д. Мартынова и А. Я. Алёшина. Наши изделия — зачастую штучный товар, в котором много высококвалифицированного ручного труда, а еще души, вкладываемой заводчанами.

И конечно, качественное проведение испытания машин разведки невозможно без профессионализма водителей-испытателей. Особенно высокое мастерство в этом непростом деле проявляют Н. В. Трофимович и С. Н. Титов.

Коллектив завода знает, какая высокая ответственность на нем лежит, он настроен на решение нужных Родине задач и на строительство надежного будущего, залог которого — качественная работа и устремленность к новым рубежам…


Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных