Противник — достойный. Игра начинается
08 сентября 2017 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
Фото: Сергея ШМУНЯ
Тульский академический театр открыл юбилейный
Классическая пьеса в неклассическом исполнении. Что может быть большим раздражителем для консервативного зрителя, убежденного в том, что творческие поиски современных режиссеров — всего лишь попытки за внешними эффектами спрятать отсутствие смыслов?
В Туле публика преимущественно консервативная, тем не менее новую постановку Евгения Маленчева приняла. И не только потому, что это впечатляющее зрелище. Спектакль насыщен смыслами и аллюзиями. Это сумасшедший коктейль, в котором итальянское Средневековье смешано с элементами современной культуры. Здесь все рядом: приемы балаганного театра дель арте — и модные мировые хиты, палитра и перспектива живописи эпохи Возрождения — и прямые цитаты из культового сериала «Молодой папа» (этакое подмигивание продвинутому зрителю).
Но главное в спектакле — это авторское высказывание на вечную тему взаимоотношений мужчины и женщины. Комедия Шекспира «Укрощение строптивой» не так проста, как кажется на первый взгляд. И каждому режиссеру, который берется за ее постановку, необходимо ответить на множество вопросов. Катарина скандалит просто потому, что стерва от рождения,— или это маска как способ защиты от скучных женихов? Можно ли с симпатией относиться к Петруччо, который так жестоко дрессирует строптивую жену? И что может заставить Катарину не просто сдаться, но и произнести в финале монолог о том, как важно слушаться мужа?
В своей новой работе Евгений Маленчев отвечает на эти вопросы так: строптивость — это качество не только Катарины. Каждый человек, если он талантлив, не терпит лицемерия, стремится к свободе и настоящей любви,— строптив. В лице Петруччо Катарина обретает достойного противника, у нее нет выбора — и она вступает в игру…
Игра — одна из главных тем в спектакле. Игра жесткая, холодноватая и блестящая. Декорации в первом действии, выдержанные в психоделическом синем цвете, стилизованы под спортивный зал. Но это осознаёшь только в сцене, когда
Между главными героями — Катариной (Полина Шатохина) и Петруччо (Андрей Харенко) с самого начала их знакомства возникает любопытство и отторжение одновременно — некое эротическое напряжение. И, во всяком случае, сразу становится понятно, что по темпераменту, степени отвязанности и умению нарушать все существующие правила и порядки они стоят друг друга. Одна из самых смешных сцен в спектакле — сцена свадьбы. Петруччо выходит на сцену в точно таком же, как у Катарины, белом платье и фате. Брачующиеся визжат друг на друга, как бешеные кошки. «Два психопата» — говорит о себе и невесте Петруччо. Что ж, выглядит это именно так…
В спектакле огромную роль играет пластика, и Андрей Харенко — актер почти гуттаперчевый — чувствует себя в этом пространстве как в своей стихии. Странное, завораживающее обаяние его персонажа настолько велико, что гендерная капитуляция Катарины кажется вполне объяснимой.
Еще одна пара: Бьянка (Лариса Киеня) и Люченцио (Сергей Пыжов). Здесь на капитуляцию обречен мужчина. Нежная, воздушная, невинная пташка — это Бьянка до замужества, а вот после него…
Фантасмагорические костюмы, невероятные декорации, остроумные сценические детали, точно подобранное музыкальное оформление, пародирующее уличную шарманку. Команда авторов — режиссер Евгений Маленчев, художник Анастасия Бугаева и хореограф Лев Шелиспанский — сочинила необычный и очень интересный спектакль. Да, хулиганский, спорный — но живой. И разве это плохо, когда есть о чем спорить? …