Три тренера одного «Арсенала»
04 апреля 2017 00:00
Автор: Дмитрий ЛИТВИНОВ
Фото: Александр КОЛЕСНИК
В регулярном первенстве
Виктор Николаевич Усков, 62 года, заслуженный тренер России
— Так сложились обстоятельства, что ребятам пришлось исполнять тренерские обязанности, и если Виктор был готов к этому, то за Артура я волновался,— рассказывает главный тренер БК «Арсенал».— Первые игры, в которых работал Артур, я воспринимал очень эмоционально, и после всё ему высказывал. Дело в том, что он с командой очень дружен, и я волновался, что ребята так и будут его воспринимать — как товарища, а не как тренера. А на площадке без субординации нельзя. Витя — более спокойный и рассудительный, за него волновался меньше. К тому же он играл под началом таких тренеров, где работа превыше всего, и сам уже имел тренерский опыт. Но когда у Артура начало получаться и, что называется, попёрло, я успокоился. Советы, конечно, давал — сыновья прислушивались, но было заметно, что они видят игру
— Трое Усковых на площадке — не подавляло ли это остальных игроков?
— На площадке мы в первую очередь — профессионалы, семейные отношения остаются в стороне. И всё же я понимал, что окончательная ответственность лежит на мне, и фамилию посрамить нельзя. Думаю, ребята с честью доказали свою тренерскую состоятельность.
— Чего не хватило в
— Скажу так. У меня есть принцип — всегда выигрывать, но выигрывать честно. И мы могли это сделать теми силами, которые у нас были. Но, к сожалению, мой принцип разделяют не все, поэтому так случилось. Проанализировав все результаты
— Что ждёт БК «Арсенал» в следующем сезоне?
— Здесь пока вновь — неизвестность. Заняв второе место в регулярном первенстве, мы получили право на повышение в классе, то есть возможность выступать в
— А есть ли в Туле резерв игроков? Ведь в этом сезоне половину команды составили приезжие…
— Здесь опять речь о стабильности: чтобы выращивать пополнение, нужно знать, как будут развиваться ребята. Чтобы из школьного баскетбола они приходили в Первую лигу, а затем лучшие вливались в основную команду. К сожалению, за годы эта система была разрушена, и если сейчас начнётся её восстановление, то будет хорошо.
Виктор Викторович УСКОВ, 31 год, мастер спорта международного класса
— Как тебе работалось рядом с близкими людьми?
— Сезон для меня получился скомканным: сначала работа в Армении, потом возвращение в «Арсенал», помощником тренера. Подстраивался. Скажу честно, работать с родственниками непросто: были и разногласия, и трудные моменты. Но всё же позитива и поддержки больше! На тренировках старались дать ребятам максимум из того, что все мы знаем и умеем.
— Авторитет
— Сейчас он немного сдал в своей тирании, но раньше это был самый строгий и требовательный человек и тренер на Земле! А мне как сыну попадало больше всех! Я был главным объектом для критики. Сейчас я
— А как строятся рабочие отношения с братом?
— Тут другая история. У них тяжёлое поколение. У него всегда на всё есть мнение, и он часами готов доказывать свою правоту, даже если десять человек вокруг говорят, что он не прав. У нас разные взгляды на жизнь и отношение к баскетболу, но похожи мы тем, что не любим уступать — ни в спорте, ни в жизни, и поэтому нам бывает сложно вместе. Позволено мне, наверное, даже меньше — я старший и должен подавать хороший пример, это младшим всё сходит с рук.
— Твой тренерский опыт больше, чем у брата. Что можешь сказать по прошествии двух лет?
— Дебют в качестве тренера случился неожиданно. Я остался на один сезон в Туле, так как ждал рождения дочки и не хотел никуда ехать. Чтобы не терять форму, ходил тренироваться с командой Первой лиги и потихоньку, чтобы тренировки были интересными, стал ребят гонять. Они были не против, приняли меня — и
Артур Викторович УСКОВ, 25 лет, кандидат в мастера спорта
— Как оцениваешь свой тренерский дебют?
— Оценивать себя очень сложно, пусть это сделают болельщики и профессионалы. Могу только сказать, что когда играешь на площадке или смотришь со стороны, то кажется, что это несложная работа. Когда же сам оказываешься на тренерском мостике, то сразу становится понятно: это не так. Нужны огромные знания, теория и практика, опыт.
— Тем не менее, игры под твоим началом были успешными…
— Команда была на подъёме, все хотели играть — и всё получилось. Мы нередко выигрываем на последних секундах или минутах — мне кажется, у меня в этот момент срабатывает
— Как приняла тебя команда? Вчера ты игрок, а сегодня тренер…
— Всё было отлично. Ребята сразу поняли, что будет так, и никаких попыток возражать не было. На площадке я — игрок и их друг, на тренерском мостике — наставник и руководитель.
— Насколько важны советы отца?
— Они очень важны, так же, как советы и мнение брата. Я к ним прислушиваюсь, но поступаю
— Кем видишь себя в следующем сезоне — игроком или тренером?
— Если говорить о том, чего хочу, то больше эмоций я испытываю, играя на площадке. Но умом понимаю, что нужно заниматься тренерской работой — обостряются старые травмы, и играть порой просто небезопасно.
— Этот сезон ознаменовался для тебя и личным событием — ты стал отцом. Кстати, в день, когда это случилось, ты сбрил бороду, а команда проиграла…
— В приметы я не верю! Просто был уговор, не связанный с игрой: когда родится сын, побреюсь, и я его выполнил. И многие связали с этим наше поражение. Уверяю, дело не в этом!