Красное и черное

Назад

17 января 2017 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Александр КОЛЕСНИК

Выставка «Война и мифы», открывшаяся в новом здании-шлеме Тульского государственного музея оружия, демонстрирует потрясающие возможности современных экспозиционых мультимедийных технологий.

«Война и мифы» — выставочный проект Российского военно-исторического общества, созданный по книге министра культуры Владимира Мединского и впервые презентованный в ноябре прошлого года в московском Манеже.

Как заявляют экспозиции выставки, ее цель — «нанести удар по фальсификаторам истории» с помощью демонстрации уникальных видео- и фотоматериалов и рассекреченных документов. Экспозиционное пространство, выстроенное в форме сложного темного лабиринта, состоит из нескольких залов, в числе которых — «Панфиловцы», «Цена войны», «Массовый героизм», «Кто лучше воевал», «Победа».

Мифы, связанные с событиями прошлого, живут в каждой стране, они существуют параллельно с реальными историческими событиями, изучением которых на основе архивных документов и прочих артефактов занимаются ученые. И вопрос трактовки этих событий лежит, скорее, в плоскости научных дискуссий. Другое дело, что Великая Отечественная война — особая, болезненная для каждого живущего в нашей стране тема, поэтому споры часто приобретают общественный масштаб — и, к сожалению, нередко жесткие, конфликтные формы.

Так произошло с 28-ю панфиловцами. Напомним: в 1948 и 1988 годах главная военная прокуратура СССР признала историю о подвиге 28 воинов-панфиловцев, пожертвовавших своей жизнью при обороне подступов к Москве со стороны Волоколамска, военным мифом. Его якобы придумали журналисты газеты «Красная звезда». При этом реально проявленный героизм бойцов 316-й стрелковой дивизии никем и никогда не оспаривался…

Трудно сказать, насколько последовательно воплотили кураторы идею борьбы с фальсификаторами на московской выставке — в тульской версии она кажется не главной. Воинственный настрой создает лишь напряженная красно-черная цветовая гамма, в которой выдержано пространство. И видеозапись с народным артистом РСФСР Михаилом Ножкиным, произносящим программную речь. В остальном — экспозиция абсолютно неконфликтная, и, на наш взгляд, ее основная цель — с помощью современных технологий создать атмосферу максимального погружения в эпоху.

Здесь есть потрясающие по силе эмоционального воздействия находки, но есть и странные вещи. В зале, посвященном панфиловцам, посетитель идет по подсвеченному, белому, как снег, полу — и на нем остаются его видеоследы. Здесь же — очень деликатно — работает дыммашина, и в воздухе появляется легкий запах гари. А сами «панфиловцы» — то есть голографическое видео с актерами, играющими роль бойцов, не впечатляют, кажется, что это просто рабочие фрагменты из современного кино. Так называемые голограммы Сталина, Жукова, Конева и Рокоссовского производят и вовсе жутковатое впечатление: старые фото в полный человеческий рост, в темноте, да еще с голографическим эффектом… Кажется, что фигуры двигаются, и от этого как-то не по себе.

Совершенно иное дело — огромный, подвешенный к потолку дирижабль, на который проецируются кадры хроники. Или макет боевого самолета. Каждый может зайти внутрь и представить себя членом экипажа истребителя, летящего над Берлином. На полу — панели с видом на город, всполохи от упавших и разорвавшихся бомб. В иллюминаторах — параллельно движущиеся самолеты и выпрыгивающие из них десантники с парашютами.

Еще несколько впечатляющих аттракционов: блиндаж, в окнах-мониторах которого видны атакующие враги (в них можно «пострелять»),— и огромная видеоинсталляция, на которой возникает изображение каждого, кто входит в зал: создается ощущение, что экранные воины защищают именно тебя, сегодняшнего…

В экспозиционных залах на многочисленных мониторах нон-стоп демонстрируется военная хроника, установлено несколько тач-скринов с фотографиями, документами и письмами-открытками солдат.

А еще на выставке открыт кинозал, в котором демонстрируются фильмы о Великой Отечественной войне, созданные в разные годы: от ленты «Разгром немецких войск под Москвой» 1943-го — до «Панфиловцев», вышедших на российские экраны в прошлом году.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных