Дорога, автобус, пассажир

Назад

19 августа 2016 00:00

 0
Общество

Автор: Наталья ЗЕЛИНЬСКА

Фото: Сергей ШМУНЬ

Служба автотранспорта МКП «Тулгорэлектротранс» отмечает десятилетие.

Сегодня в рамках Дня Москвы мэр столицы Сергей Собянин вручает Туле 20 автобусов «Волжанин». Современные транспортные средства пополнят автобусный парк МКП «Тулгорэлектротранс». Это важное для горожан приобретение. Оно не последнее и далеко не первое.

Всего 10 лет назад

В девяностые годы обслуживающая город-герой автоколонна акционировалась, что, впрочем, не пошло на пользу пассажирским перевозкам. Громоздкие автобусы-гармошки народ брал штурмом. Но недолго. В условиях регулируемых тарифов частный бизнес отнюдь не процветал, а вскоре и вовсе приказал долго жить. В нулевые в Тулу пришла еще одна частная компания-перевозчик. И тоже просуществовала недолго. И в 2006 году автотранспортное обслуживание горожан и гостей города взял на себя муниципальный Тулгорэлектротранс, до того обеспечивавший работу исключительно трамваев и троллейбусов. Может быть, именно муниципальный статус предприятия и позволил сохранить все виды городского транспорта и не спасовать перед натиском коммерческих «маршруток».

Техника стала другой

…А десять лет назад все начиналось с единственного первого маршрута и шести стареньких автобусов «Рено». Постепенно муниципалы стали обслуживать все 23 маршрута. Благодаря поддержке исполнительной власти области и городской администрации в последние годы существенно обновился автобусный парк. О «гуманитарном сэкондхенде» — так называли туляки видавшие виды «Мерседесы» и «Рено» — уже и речи нет.

За те годы, что Владимир Скворцов работает в службе автомобильного транспорта (САТ) Тулгорэлектротранса, предприятие получило 136 новых автобусов — 50 ПАЗов и 86 НефАЗов.

— Сейчас опять готовимся новую партию автобусов принимать,— рассказывает ведущий инженер САТ.— В подготовке участвуют все — и механики, и слесари, и электрики. Московские специалисты тоже помогают в процессе освоения новой техники, ведь «Волжан» в нашем парке еще не было.

Автобусы, даже самые новые, требуют заботы и ухода.

Владимир Абашин занимается плановым ремонтом. Он уверяет, что работать стало легче — техника теперь проще. Думается, дело тут не столько в простоте, сколько в сроках эксплуатации — сегодня «старичками» в САТ считаются десятилетние ЛиАЗы.

Его коллега Илья Петрунин занимается текущим ремонтом, то есть готовит автобусы непосредственно к выходу на маршруты. Работает по сменам — то днем, то ночью. Но на судьбу не ропщет. Тоже отмечает, что условия работы и сам ее характер сильно изменились.

— Сейчас совсем другое дело по сравнению с теми временами, когда мы здесь только начинали,— говорит он.— Тогда автобусы приходилось буквально с земли поднимать.

За десять лет работа ремонтников заметно систематизировалась. Никто не допускает поломки транспорта на маршруте — механики ОТК осматривают транспорт по окончании рабочей смены. Потом слесари и электрики устраняют все отмеченные неполадки. Сход автобуса с линии посреди рабочего дня стал достаточно редким явлением.

К пассажирам — с любовью

Современная техника — это очень важное слагаемое успеха. Но все же не главное. Главными остаются те люди, которые возят нас с вами на работу и с работы, на рынок и в гости, в центр и на окраины. И все они, поверьте, стараются изо всех сил, чтобы даже самая недлинная поездка была комфортной и полностью безопасной. В последние годы появилась еще одна существенная установка — транспортное обслуживание без стрессов.

Кондуктор Светлана Михайлина за пять лет работы оптимизма не утратила. Несмотря на то, что выспаться удается далеко не всегда — у работников общественного транспорта рабочий день начинается, как правило, часов с пяти утра — она всегда улыбается пассажирам.

— А как же может быть иначе,— удивляется Светлана.— Во-первых, день надо начинать с хорошего настроения. А во-вторых, я своих пассажиров люблю. Как не любить? Ведь именно от них зависит выручка, а значит, и моя зарплата.

На самом деле водителям и кондукторам приходится непросто. Общественным транспортом пользуются самые разные люди, и не у всех получается держать свои проблемы и тревоги при себе. Нет-нет да пробует кто-то выплеснуть негативные эмоции на окружающих. Но, встречая в ответ улыбку, стихает. Оказывается, улыбка — это тоже мощное оружие.

С. Михайлина работает в одном экипаже с водителем Сергеем Жигалкиным. Он в Тулгорэлектротрансе на хорошем счету, хотя пришел сравнительно недавно, всего два года назад. Зато за рулем — более 13 лет. И все время — без нарушения ПДД, без дорожно-транспортных происшествий. Считает, что это не доблесть, а норма.

— Мы же людей возим,— объясняет Сергей.— Безопасность у нас — первое условие работы.

Есть и другие условия. Пассажир всегда прав. Даже тогда, когда не совсем прав. Поэтому спокойный характер значит здесь многое. У Жигалкина как раз такой. Он вспоминает, как трудно тулякам было привыкнуть входить в автобус только через переднюю дверь.

— В чем нас тогда только ни обвиняли,— вспоминает водитель.— А ведь ничего, привыкли. И теперь даже в голову никому не приходит возмущаться. Конечно, бывают разные ситуации. Случается, например, так, что пассажир догоняет трогающийся с остановки автобус. Что же, я ближайшую к нему дверь не открою, что ли?

Любимых маршрутов у Сергея нет — все одинаково знакомы и по-своему дороги. Особенно с тех пор, как в Туле привели в порядок дороги. Да и привыкнуть к какому-то одному пути следования он не успевает: каждую неделю маршруты меняются — водитель должен знать город, что называется, «от и до».

САТ — это большая семья

Карьера водителя муниципального автобуса начинается с того, что он уже после обучения 224 часа ездит по маршруту с наставником.

— Ничего удивительного,— заверяет начальник колонны Владимир Устинов.— Я в свое время также водителем начинал. И со мной тоже наставник ездил. Да и потом, если есть вопросы, никто новичка не оттолкнет — всегда помогут и все растолкуют. Нам всем в любое время звонят.

Владимир Николаевич в системе городского транспорта работает 28 лет. Все маршруты ему знакомы, все проблемы понятны, все хитрости известны. С таким если и говорить, то только начистоту.

— Коллектив у нас хороший подобрался,— рассказывает начальник колонны.— Текучесть кадров — минимальная. Нет, совсем без этого не обходится. Кто-то увольняется из-за нашего графика: не то что рано вставать людям лень, но случаются ведь ситуации, когда утром ребенка надо в детский сад или школу отвести, например. Кто-то находит более хлебное место, кто-то — менее хлопотное дело. По-разному бывает. Но в обстоятельства каждого здесь стараются вникать.

В коллективе службы автотранспорта — 250 водителей, 250 судеб, 250 характеров. И с каждым надо находить общий язык.

— Недавно пришел один из наших водителей и сказал, что ему нужна неделя отпуска,— рассказывает заместитель начальника САТ по эксплуатации Наталья Уколкина.— Он сам из Запорожья, но решил в Тулу насовсем перебираться. А в Запорожье нашел, наконец, покупателя на квартиру. Надо, говорит, поехать и уладить все дела. Можно, конечно, сделать вид, что тебя это не касается. Но у нас так не принято. Позвонила в кадры, нашли выход — дали человеку два дня отпуска без оплаты, еще на два дня график сдвинули. И решил он свои проблемы. А сколько их — ежедневных вопросов. Вот пока я с вами разговариваю, мне уже шесть человек позвонили…

У водителей Тулгорэлектротранса — достойная зарплата. Но именно заработная плата, а не получка. Надо наездить определенное количество часов, надо привезти выручку. Иначе — минимальные 12 тысяч «грязными».

— Это непросто,— соглашается Н. Уколкина.— Но выполнимо. У нас с плановым заданием из 250-ти только человек семь не справляются. А у остальных выходит от 40 тысяч и даже выше. Плюс отпуск дополнительный в 14 дней — за особые условия труда. Плюс регулярная диспансеризация. И все гарантии Трудового кодекса. Да и условия работы нормальные. Есть, конечно, своя специфика, но где ее нет?

Про специфику Наталья Евгеньевна знает не понаслышке. Сама начинала кондуктором автобуса, потом окончила вуз. И теперь вот руководит. Причем мужчинами. И справляется. Ее принцип прост: ко всем надо подходить по-человечески. И к водителям, и к пассажирам. Хотелось бы только, чтобы пассажиры тоже взяли на вооружение этот нехитрый метод. И жизнь сразу наладится.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных