Дорога, автобус, пассажир
19 августа 2016 00:00
Автор: Наталья ЗЕЛИНЬСКА
Фото: Сергей ШМУНЬ
Служба автотранспорта МКП «Тулгорэлектротранс» отмечает десятилетие.
Сегодня в рамках Дня Москвы мэр столицы Сергей Собянин вручает Туле 20 автобусов «Волжанин». Современные транспортные средства пополнят автобусный парк МКП «Тулгорэлектротранс». Это важное для горожан приобретение. Оно не последнее и далеко не первое.
Всего 10 лет назад
В девяностые годы обслуживающая
Техника стала другой
…А десять лет назад все начиналось с единственного первого маршрута и шести стареньких автобусов «Рено». Постепенно муниципалы стали обслуживать все 23 маршрута. Благодаря поддержке исполнительной власти области и городской администрации в последние годы существенно обновился автобусный парк. О «гуманитарном сэкондхенде» — так называли туляки видавшие виды «Мерседесы» и «Рено» — уже и речи нет.
За те годы, что Владимир Скворцов работает в службе автомобильного транспорта (САТ) Тулгорэлектротранса, предприятие получило 136 новых автобусов — 50 ПАЗов и 86 НефАЗов.
— Сейчас опять готовимся новую партию автобусов принимать,— рассказывает ведущий инженер САТ.— В подготовке участвуют все — и механики, и слесари, и электрики. Московские специалисты тоже помогают в процессе освоения новой техники, ведь «Волжан» в нашем парке еще не было.
Автобусы, даже самые новые, требуют заботы и ухода.
Владимир Абашин занимается плановым ремонтом. Он уверяет, что работать стало легче — техника теперь проще. Думается, дело тут не столько в простоте, сколько в сроках эксплуатации — сегодня «старичками» в САТ считаются десятилетние ЛиАЗы.
Его коллега Илья Петрунин занимается текущим ремонтом, то есть готовит автобусы непосредственно к выходу на маршруты. Работает по сменам — то днем, то ночью. Но на судьбу не ропщет. Тоже отмечает, что условия работы и сам ее характер сильно изменились.
— Сейчас совсем другое дело по сравнению с теми временами, когда мы здесь только начинали,— говорит он.— Тогда автобусы приходилось буквально с земли поднимать.
За десять лет работа ремонтников заметно систематизировалась. Никто не допускает поломки транспорта на маршруте — механики ОТК осматривают транспорт по окончании рабочей смены. Потом слесари и электрики устраняют все отмеченные неполадки. Сход автобуса с линии посреди рабочего дня стал достаточно редким явлением.
К пассажирам — с любовью
Современная техника — это очень важное слагаемое успеха. Но все же не главное. Главными остаются те люди, которые возят нас с вами на работу и с работы, на рынок и в гости, в центр и на окраины. И все они, поверьте, стараются изо всех сил, чтобы даже самая недлинная поездка была комфортной и полностью безопасной. В последние годы появилась еще одна существенная установка — транспортное обслуживание без стрессов.
Кондуктор Светлана Михайлина за пять лет работы оптимизма не утратила. Несмотря на то, что выспаться удается далеко не всегда — у работников общественного транспорта рабочий день начинается, как правило, часов с пяти утра — она всегда улыбается пассажирам.
— А как же может быть иначе,— удивляется Светлана.—
На самом деле водителям и кондукторам приходится непросто. Общественным транспортом пользуются самые разные люди, и не у всех получается держать свои проблемы и тревоги при себе.
С. Михайлина работает в одном экипаже с водителем Сергеем Жигалкиным. Он в Тулгорэлектротрансе на хорошем счету, хотя пришел сравнительно недавно, всего два года назад. Зато за рулем — более 13 лет. И все время — без нарушения ПДД, без
— Мы же людей возим,— объясняет Сергей.— Безопасность у нас — первое условие работы.
Есть и другие условия. Пассажир всегда прав. Даже тогда, когда не совсем прав. Поэтому спокойный характер значит здесь многое. У Жигалкина как раз такой. Он вспоминает, как трудно тулякам было привыкнуть входить в автобус только через переднюю дверь.
— В чем нас тогда только ни обвиняли,— вспоминает водитель.— А ведь ничего, привыкли. И теперь даже в голову никому не приходит возмущаться. Конечно, бывают разные ситуации. Случается, например, так, что пассажир догоняет трогающийся с остановки автобус. Что же, я ближайшую к нему дверь не открою, что ли?
Любимых маршрутов у Сергея нет — все одинаково знакомы и
САТ — это большая семья
Карьера водителя муниципального автобуса начинается с того, что он уже после обучения 224 часа ездит по маршруту с наставником.
— Ничего удивительного,— заверяет начальник колонны Владимир Устинов.— Я в свое время также водителем начинал. И со мной тоже наставник ездил. Да и потом, если есть вопросы, никто новичка не оттолкнет — всегда помогут и все растолкуют. Нам всем в любое время звонят.
Владимир Николаевич в системе городского транспорта работает 28 лет. Все маршруты ему знакомы, все проблемы понятны, все хитрости известны. С таким если и говорить, то только начистоту.
— Коллектив у нас хороший подобрался,— рассказывает начальник колонны.— Текучесть кадров — минимальная. Нет, совсем без этого не обходится.
В коллективе службы автотранспорта — 250 водителей, 250 судеб, 250 характеров. И с каждым надо находить общий язык.
— Недавно пришел один из наших водителей и сказал, что ему нужна неделя отпуска,— рассказывает заместитель начальника САТ по эксплуатации Наталья Уколкина.— Он сам из Запорожья, но решил в Тулу насовсем перебираться. А в Запорожье нашел, наконец, покупателя на квартиру. Надо, говорит, поехать и уладить все дела. Можно, конечно, сделать вид, что тебя это не касается. Но у нас так не принято. Позвонила в кадры, нашли выход — дали человеку два дня отпуска без оплаты, еще на два дня график сдвинули. И решил он свои проблемы. А сколько их — ежедневных вопросов. Вот пока я с вами разговариваю, мне уже шесть человек позвонили…
У водителей Тулгорэлектротранса — достойная зарплата. Но именно заработная плата, а не получка. Надо наездить определенное количество часов, надо привезти выручку. Иначе — минимальные 12 тысяч «грязными».
— Это непросто,— соглашается Н. Уколкина.— Но выполнимо. У нас с плановым заданием из
Про специфику Наталья Евгеньевна знает не понаслышке. Сама начинала кондуктором автобуса, потом окончила вуз. И теперь вот руководит. Причем мужчинами. И справляется. Ее принцип прост: ко всем надо подходить