Некомплект

Назад

12 февраля 2016 00:00

 0
Общество

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: al-pas.livejournal.com

Анна и Олег Котенковы решили приобрести новый книжный стеллаж. Выбрали подходящую модель в мебельном магазине, оплатили покупку. Собрать стеллаж Олег взялся самостоятельно. Но, вскрыв упаковку, неожиданно недосчитался двух полочек, парочки кронштейнов и нескольких болтов…

Храните упаковку

Если бы речь шла только о болтах и гайках, Олег вряд ли стал звонить в магазин: в гараже или у друзей нашел бы что-нибудь подходящее. Но без полок стеллаж не соберешь. Котенковы обратились к продавцу. Тот поначалу попытался свалить вину на них — мол, сами болты потеряли, а полку сломали. Но сопротивлялся недолго, скорее для проформы — и недостающие детали обещал доставить.

— В подобного рода случаях продавцы обычно идут навстречу покупателям, исключения редки,— уверяет главный специалист-эксперт отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области Татьяна Чернецова.— Тем не менее, приобретая мебель или технику, надо знать, как поступать, если вдруг вы обнаружили, что называется, некомплект.

В товарном чеке указывается, что именно вы купили — например, шкаф, письменный стол, два кресла. А в какой именно комплектации передается товар, прописано уже в инструкции. И если при сборке обнаружилось несоответствие условиям договора, вы должны в течение 20 дней со дня получения товара обратиться к продавцу с претензией, лучше письменно. Писать претензию необходимо в двух экземплярах: один передать продавцу, второй, подписанный им, оставить у себя…

Ситуации бывают разные: недавно в отдел защиты прав потребителей обратилась женщина, заказавшая кухонный гарнитур. Осуществлявший доставку экспедитор привез одиннадцать упаковок вместо положенных двенадцати. «Не волнуйтесь,— успокоил он покупательницу.— Здесь все, что нужно, только два предмета лежат в одной коробке». Она поверила, поставила подпись на акте приемки и только потом, раскрыв упаковку, поняла, что экспедитор ее обманул. Правоту покупательницы доказать удалось — прежде всего благодаря тому, что она сохранила всю упаковку. Между прочим, эксперты по правам потребителей советуют это делать всем — хотя бы до конца сборки.

— Потребитель, обнаруживший неполный комплект, согласно законодательству, имеет право требовать докомплектовать товар или заменить его. Также он вправе потребовать пропорционально снизить его стоимость или вовсе расторгнуть договор купли-продажи,— подчеркивает Татьяна Ивановна.— Требование о замене товара продавец обязан рассмотреть в срок от 7 дней до месяца, о докомплектации — в срок, согласованный с покупателем и засвидетельствованный письменно (но не дольше 45 дней). Возврат денег — в течение 10 дней. Важная деталь: если вам пообещали привезти недостающие элементы, но прошло 45 дней, а продавец выполнять обещание не торопится, на следующий день можете смело идти в магазин и требовать возврата денег. Все эти нормы действуют независимо от того, покупали вы товар в магазине или дистанционно…

И еще один совет от Татьяны Чернецовой: сохраняйте все чеки и прочие документы, способные подтвердить каждую деталь в истории вашего общения с продавцом: это пригодится, если дело дойдет до суда. Иногда именно это и происходит. И, надо признать, в подавляющем большинстве случаев суд становится на сторону потребителя. Что вы можете получить, если выиграете процесс? Сумму, которую уплатили за товар, и 1% от нее за каждый день просрочки, если ваши требования не были удовлетворены за период, установленный законом. У суда также есть право назначить штраф продавцу за нежелание добровольно соблюдать законные права потребителя — 50% от общей суммы, назначенной к выплате истцу. А еще вы можете потребовать компенсации морального вреда — но получите ли вы ее и в каком объеме, зависит только от решения суда.

Не обязан, но отказать не имеет права

Разумеется, некомплект обнаруживается не только при покупке мебели. На втором месте по распространенности — так называемые технически сложные товары, в частности — бытовая техника. Будьте внимательны, особенно если покупаете ее в крупных сетевых магазинах.

Именно в таком магазине Ольга Алексеевна присмотрела пылесос. Привезла коробку домой, открыла — и тут выяснилось, что в комплекте отсутствует одна из насадок, описанных в инструкции. Расстроилась, но решила, что обойдется без нее — очень не хотелось ехать обратно в магазин через всю Тулу. Ехать все же пришлось: пылесос попросту не включился. Ольге Алексеевне пылесос заменили на качественный и полностью укомплектованный, но ей этого показалось мало. Женщина потребовала сатисфакции, а именно — наказать продавца на кассе, который не удосужился проверить на ее глазах наличие всех предметов в упаковке пылесоса и вообще — работает ли он!

— Продавец не обязан это делать,— утверждает Татьяна Чернецова.— Но он не имеет права вам отказать, если вы его попросите все проверить перед оплатой. Вот такая тонкость. Так что лучше проявите инициативу сами — это убережет вас от лишних хлопот и нервотрепки.

Резиновые сапоги. Дешево и сердито

— Летом купила дорогие зимние сапоги из натуральной кожи. Мне сказали, что гарантия на них — 40 дней с начала сезона, то есть с 1 ноября. Но зима в этом году задержалась, я впервые надела сапоги в конце декабря. Не прошло и месяца, как стала замечать, что сапоги промокают, кожа стала пропускать воду, ходить в них невозможно. Могу ли я предъявить претензии магазину? (Инна О. )

— В том, что касается обуви, сроки наступления сезонов закон определяет в зависимости от региона,— комментирует Татьяна Чернецова.— Для нашего региона зимний сезон начинается 1 ноября и заканчивается 14 марта; с 15 марта по 14 мая — весенний сезон; с 15 мая по 31 августа — летний; с 1 сентября по 31 октября — осенний.

Гарантийный срок на обувь устанавливает либо изготовитель, либо сам магазин. В течение гарантийного периода вы имеете право вернуть некачественный товар обратно. Но даже если он истек, у вас есть возможность в течение двух лет со дня покупки за свой счет провести экспертизу, подать иск в суд и доказать, что вам продали обувь ненадлежащего качества. Если суд удовлетворит ваши требования, получите стоимость купленной обуви, компенсацию затрат на экспертизу, неустойку, а может быть, и компенсацию морального вреда. При этом мы советуем потребителям, заказывающим экспертизу, пригласить продавца поприсутствовать во время ее проведения. Часто эксперты «ставят диагноз», продавец оценивает ситуацию — и часто предлагает покупателю разрешить конфликт в досудебном порядке.

Теперь более конкретно о вашем случае. Ситуация, увы, неоднозначная, так как речь идет о натуральной коже. Этот материал считается пористым и не предназначенным для использования в сырую погоду. Сапоги из кожзаменителя не должны пропускать воду, резиновые сапоги — тем более. А вот обувь из натуральной кожи, к тому же не обработанная водоотталкивающим средством,— может, и это еще не доказательство того, что она бракованная…

Уважаемые читатели! Если вы хотите сообщить о нарушении ваших потребительских прав и получить совет от специалистов, как их защитить, звоните в «Книгу жалоб» «Молодого коммунара» по телефонам: 21-14-80, 36-51-24.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных