Рыбный лед и каменное печенье

Назад

29 января 2016 00:00

 0
Общество

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: tvc.ru

Тамара Иванова взяла с полки супермаркета упаковку охлажденной куриной печени. «Вес 1 кг, цена — 186 рублей» — так было написано на фирменной этикетке птицефабрики.

Сколько-сколько в граммах? …

Она очень удивилась, когда девушка на кассе стала взвешивать лоток с печенкой заново: магазинные весы показали не 1 килограмм, а 1110 граммов — соответственно сумма чека увеличилась на 20 рублей. Тамара Ивановна пожала плечами, деньги заплатила — и благополучно забыла бы об этой истории, но через пару недель в этом же супермаркете кассирша вдруг стала взвешивать упаковку чипсов, обнаружила 40 «лишних» граммов и попыталась заставить Тамару Ивановну за них заплатить. На этот раз женщина возмутилась, платить отказалась — и позвонила на «горячую линию» отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области.

— Тамара Ивановна имела право возмутиться и в случае с чипсами, и в случае с куриной печенкой,— комментирует заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Ольга Елистратова.— Согласно законодательству, сотрудники магазина не имеют права перевешивать продукцию, ранее уже взвешенную и упакованную на предприятии-изготовителе. Тем более что на этикетке указывается вес нетто, то есть чистого продукта, без упаковки…

Фасованный товар — это, безусловно, удобно, однако при продаже продуктов в фасованном виде возможны ошибки и даже злоупотребления. В каждом магазине должны быть установлены контрольные весы — чтобы потребитель мог удостовериться в честности продавца. Причем весы исправные и точные — об этом свидетельствует установленная на них пломба с датой поверки. Обнаружили, что вес указан неверно? Сообщите на кассу или вызовите старшего менеджера. Чаще всего претензии покупателя принимаются, и вопрос решается в его пользу. Однако случается, что, как говорится, коса находит на камень — в этом случае пострадавшему нужно написать заявление в полицию. Можно также позвонить в отдел защиты прав потребителей, но, как говорит Ольга Елистратова, это обращение будет переадресовано тем же правоохранительным органам. Право проводить проверочные закупки имеют только сотрудники полиции.

Дата фасования и срок годности

С фасованными товарами самые разные казусы могут случиться. На днях в редакцию позвонил житель Тулы Андрей. Ему хронически не везет с овсяным печеньем.

— Я с детства его люблю,— признается Андрей.— Часто покупаю в супермаркетах в расфасованном виде. И в пяти случаях из десяти остаюсь разочарованным. Я уже не говорю, что у нынешнего овсяного печенья какой-то другой вкус — уже привык. Но когда оно пахнет чем-то тухлым и прогорклым или пересушенное и рассыпается,— это явное нарушение технологии или просрочка. А как это определишь через полиэтиленовый пакет? Пощупал — вроде бы мягкое, а принес домой и обнаружил, что мягкое и свежее наполовину «разбавлено» засохшим и почти каменным — зубы сломаешь. Попытался вернуть в магазин — не взяли, говорят: мол, если стоит на этикетке вчерашняя дата фасовки, значит, оно свежее. Ругаться с продавцами мне не хотелось, да и времени не было…

Ругаться, конечно, последнее дело, но вот потребовать сертификат на сомнительное овсяное печенье Андрей имел полное право. Здесь есть и другая проблема: большинство наших магазинов почему-то «забывают», что правила торговли обязывают их при маркировке фасованных товаров указывать не только наименование товара, цену 1 килограмма, реальный вес и его стоимость, но и дату фасования, имя фасовщика и — это очень важно — срок годности.

Окаменевшее овсяное печенье — все-таки недорогое «удовольствие». В отличие от рыбы, например.

— К нам часто поступают жалобы на чрезмерное количество льда в мороженой рыбе,— рассказывает начальник отдела защиты прав потребителей управления Роспотребнадзора по Тульской области Надежда Андрианова.— Рыба сейчас стоит очень недешево, и я понимаю возмущение потребителей: они приходят домой, открывают пакет, размораживают рыбу, а когда все это растает и стечет, обнаруживают два жалких хвостика. Иногда между двумя тушками филе — толстый слой льда, его через пакет и не видно. На самом деле существуют санитарные правила, согласно которым в мороженой рыбе количество ледяной глазури не может превышать 5% от массы продукта, в мороженых креветках — не более 6%, для беспозвоночных морепродуктов (мидии, осьминоги) норма — не более 8%…

К сожалению, «Закон о защите прав потребителей» ничего не говорит о том, сколько льда может быть в замороженных овощах: цветная капуста, брокколи, зеленая фасоль, грибы и всевозможные вегетарианские смеси у нас очень популярны. Правда, проблема овощей — это скорее не лед, а «снег», ледяная крупа. Упакованы они, как правило, в непрозрачные цветные пакеты, так что купить вместо полезного продукта замороженную воду может каждый. По словам Надежды Андриановой, это результат нарушений в режиме хранения, причем неоднократных. Что делать? Жаловаться на «горячую линию» Роспотребнадзора. Напоминаем телефон: 55-55-50. Контролирующие органы проверят условия хранения продуктов.

Подозрительная курица

«Был период, когда в любом магазине можно было на вкус попробовать сыр или колбасу. Продавцы отрезали кусочек — и ты знал, что покупаешь. А теперь стали отказывать. Обязаны ли они по просьбе покупателя давать пробовать продукты или нет?» (Алевтина Агапова).

Ольга Елистратова:

— Закон не обязывает продавцов давать пробовать продукты, но и не запрещает это делать. Как поступать в таких случаях, решает администрация каждого конкретного магазина. В некоторых сетевых супермаркетах, да и на небольших торговых предприятиях, заинтересованных в активной продаже товаров и заботящихся о своей репутации, в таких просьбах покупателям не отказывают.

* * *

«Перед Новым годом зашла в супермаркет — а там деликатесы по акции со скидками продаются. Все их разбирали, и я поддалась общему настроению: взяла два батона сырокопченой колбасы, две баночки красной икры, сыр дорогой, мясо, куриное филе… Чек получился на три тысячи рублей. От растерянности заплатила, потом, уже на улице, пришла в себя, поняла, что от пенсии ничего не остается,— и решила вернуть в магазин банку икры и колбасу. А у меня ничего обратно не взяли…» (Лидия Владимировна).

Надежда Андрианова:

— В соответствии с российским законодательством, продукты входят в список товаров, не подлежащих возврату. Я вам сочувствую, но в данном случае сотрудники магазина правы.

* * *

«Купила недавно замороженную курицу, разделала, решила пожарить, положила на сковородку — а из нее какая-то странная влага вытекает. Вроде бы тушка выглядит нормально, пахнет нормально, а на нормальную курицу не похожа: не жарится. А если варить, бульон непрозрачный получается…» (Инна).

Надежда Андрианова:

— Когда покупаете замороженную курицу, обращайте внимание на маркировку. Там должно быть написано: «Тушка цыпленка-бройлера 1-й (или 2-й) категории, изготовлено по ГОСТу». То, что вы приобрели,— скорее всего так называемый натуральный мясной замороженный полуфабрикат. Об этом наши предприятия-производители на маркировке предпочитают сообщать мелким шрифтом. Что значит «мясной полуфабрикат»? Взяли цыпленка, шприцом накачали его соляным раствором, какими-то добавками и специями, напечатали состав таким же мелким шрифтом и указали «Для запекания». Так что читайте внимательно…

Уважаемые читатели! Если вы хотите сообщить о нарушении ваших потребительских прав и получить совет от специалистов, как их защитить, звоните в «Книгу жалоб» «Молодого коммунара» по телефонам: 21-14-80, 36-51-24.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных