«Я их заранее вижу…»
26 января 2016 00:00
Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ
В Музее П. Н. Крылова открылась выставка рисунков Нади Рушевой из фондов мемориального музея московской школы, в которой она училась.
У Нади Рушевой (1952–1969 гг. ) — удивительная и трагичная судьба. Невероятно талантливая девочка, рисунками которой восхищался весь Советский Союз, умерла в семнадцать лет
Надя родилась в семье театрального художника Николая Рушева и первой тувинской балерины Натальи Ажикмаа. Она начала рисовать с пяти лет — как ни странно, ее никто этому не учил, даже отец. Однажды маленькая Надя нарисовала 36 иллюстраций к «Сказке о царе Салтане» Пушкина за один вечер, пока отец читал ее дочери вслух…
Надя рисовала ежедневно, без предварительных эскизов и черновиков, сразу набело, никогда не пользовалась стирательной резинкой. «Я их заранее вижу… Они проступают на бумаге, как водяные знаки, и мне остается их
Первая выставка работ Нади Рушевой состоялась в 1964 году (девочка тогда училась в пятом классе), ее организовал журнал «Юность». После выставки в журнале появились первые публикации ее рисунков — о талантливой юной художнице написал главный редактор «Юности» Борис Полевой. За следующие пять лет прошли еще пятнадцатьперсональных выставок Нади. А о ней самой заговорила вся страна. Девочку называли гениальной, именно тогда в советскую повседневную лексику вошло слово «вундеркинд» — об этом явлении спорили, пытались понять, хорошо это или плохо, когда ребенок создает произведения искусства, как если бы он был взрослым профессиональным художником. Конечно, вся эта шумиха создавала специфический контекст, в котором часто терялось творчество юной художницы. А потом она умерла, и о Наде Рушевой перестали спорить.
К счастью, остались ее работы. Их немало в частных коллекциях — Надя щедро раздаривала их друзьям и знакомым. Множество рисунков хранится в Музее Л. Н. Толстого в Москве, в
На выставке представлены работы из нескольких циклов — «Пушкиниана», «Древняя Эллада», «Античность», «Египет», «Мастер и Маргарита», «Шекспир», «Маленький принц»
Можно бесконечно рассуждать о том, что художественное представление о разных странах и эпохах у Нади — результат воспитания отца, профессионального театрального художника. А пластическая точность в изображении человеческой фигуры, динамика движения — влияние
В экспозиции можно увидеть работы, выполненные в разных графических техниках: обычный карандаш, цветные карандаши, перо/тушь. Есть несколько акварелей и совсем немного рисунков фломастером.
На нескольких листах — сама Надя: девушка часто рисовала автопортреты. Возможно, пытаясь понять себя — этот путь проходят все подростки. Как жаль, что Надя не успела его завершить…
«Люди нуждаются в таком искусстве, как в глотке свежего воздуха. Гениальная девочка обладала поразительным даром проникновения в область человеческого духа»,— писал о Наде Рушевой академик Дмитрий Сергеевич Лихачёв.
Выставка продлится до 25 февраля.