Чтобы разбудить город

Назад

22 января 2016 00:00

 0
Краеведение/Культура

Автор: Ирина СКИБИНСКАЯ

Фото: Сергей ШМУНЬ

На втором этаже Старой тульской аптеки создается новое арт-пространство.

Мостик в современное искусство

Авторы проекта — известная тульская актриса Полина Шатохина и ее муж, режиссер Евгений Маленчев. Полина — одна из ведущих актрис Тульского академического театра драмы, лауреат Всероссийского фестиваля старейших театров России в Калуге и Международного фестиваля камерных и моноспектаклей Ludi в Орле. Евгений Маленчев — выпускник (как и Полина) Ярославского театрального института, позже — Театральной школы Мейерхольда и Школы театрального лидера в Москве, участник фестиваля «Артмиграция» и проекта «Театральный разъезд». Молодые — обоим нет еще и тридцати,— талантливые и вполне успешные ребята с хорошими перспективами. С социальным темпераментом, творческой энергией и множеством идей, на первый взгляд слишком революционных для нашего консервативного города. Однако Полина и Евгений перебираться в Москву или Санкт-Петербург не планируют — напротив, они стремятся сами внести нечто новое в устоявшуюся тульскую культурную среду.

— Сначала мы с Женей хотели создать свой театр, в котором обязательно присутствовала бы современная драматургия — мы ее знаем, любим и хорошо чувствуем,— рассказывает Полина Шатохина.— Но потом поняли, что сегодня вряд ли получится реализовать наши художественные взгляды в рамках существующей в Туле культурной среды. Тем не менее современная драма нужна — нам, в частности, ее очень не хватает. И когда появилась возможность создать проект в Старой тульской аптеке, с радостью стали этим заниматься. По нашему замыслу, арт-пространство «Барабан» должно стать мостиком в современное искусство — современную литературу, драматургию, хореографию… Почему такое название? Возможно, из-за фильма «Жестяной барабан» Шлёндорфа, который мы любим. Возможно, потому, что барабан громкий, а город спит, и мы хотим его разбудить. А еще в слове «барабан» есть две «непопсовые» буквы: «б» и «р»…

Провинция — понятие не географическое

По словам Полины, «Барабан» будет работать все семь дней в неделю: спектакли, творческие лаборатории, читки, встречи с современными поэтами, писателями и драматургами, выставочные и хореографические проекты, лекции, кинопоказы, детский модуль. Проект по своей направленности близок к тому, что сегодня делает музей-заповедник «Ясная Поляна» в яснополянском ДК. Но у «Барабана» своя тема: профессиональное современное искусство. Кроме того, в отличие от «Ясной Поляны», где каждая культурная акция так или иначе связана с литературой, «Барабан» будет театроцентричным. Вместе с Евгением и Полиной работают их друзья и единомышленники из Москвы: куратор выставок Екатерина Юшкевич, хореограф Лев Шелиспанский, театральный продюсер Анастасия Куприна, театровед Гульнара Искакова и другие.

— Полина, получается, в этом проекте вы выходите за рамки актерской профессии?

— Нет, я цинично преследую свои профессиональные цели: хочется острых тем, хочется актуального театра.

— А как же вы будете совмещать эту работу с работой в Тульском академическом театре драмы? Ведь вы заняты во множестве спектаклей, у вас главные роли…

— Я об этом пока не думаю. И потом, известно, что в Москве есть актеры, которые снимаются в серьезных фильмах, играют в театрах и антрепризах, при этом занимаются важными социальными проектами, благотворительностью — и все успевают. Что ж, будем преодолевать лень, бороться с провинциальным темпоритмом. Ведь провинция — это понятие не географическое…

«Просто я ее очень люблю…»

Свой проект Полина и Евгений реализуют в партнерстве с Тульским историко-архитектурным музеем, в который входит Старая тульская аптека. Дом № 27 по проспекту Ленина был построен в конце XVIII века и принадлежал князю Касаткину-Ростовскому. В середине XIX века его приобрел коллежский советник, магистр фармации Фердинанд Георгиевич Белявский. Он открыл здесь аптеку, ставшую одной из самых популярных в городе. Дело продолжила его дочь Ольга и ее муж Фридрих Адерманн. Сегодня потомки Белявского и Адерманн живут в Германии. Ольга Адерманн в эмиграции написала воспоминания и собрала семейный архив. Умерла в декабре 1939 года. Ее внучка фрау Доната приезжала в Тулу в 2003-м. Она передала нашему городу редкие документы и фотографии, в том числе и с дореволюционными интерьерами старого дома.

До революции аптека размещалась на первом этаже (сегодня здесь действует постоянная музейная экспозиция), а на втором жила семья Белявских-Адерманн. По старым фото и документам удалось выяснить, где размещались приемный зал, гостиная, столовая, спальни, кабинет, детская. Сотрудники музея привели второй этаж в порядок, стараясь сохранить его аутентичность. Осенью к этой работе подключились Полина и Евгений — они считают, что с помещением им повезло: старый дом с необычной историей — интереснейшее пространство, позволяющее проводить самые смелые театральные эксперименты.

Что осталось со старых времен? Чугунная лестница, ведущая на второй этаж, дубовые двери, камин с белыми изразцами. Многое здесь Полина, Женя и их друзья делали своими руками: освобождали от поздних культурных наслоений арку, белили кладку стен, пол выстилали древесной плиткой. Работы осталось еще много, но помещение уже «работает». К Новому году подготовили для детей сказку — игру с куклами. А 18 января состоялось первое мероприятие для взрослых: творческая встреча с поэтессой, писательницей, литературоведом и историком литературы, переводчицей с английского, немецкого, финского, шведского, чешского, болгарского и других языков Фаиной Гримберг.

Фаина Гримберг читает свои стихи — рифмованные повествования, философские поэмы… Начинает с известного «Андрей Иванович не возвращается домой». Мелодика стиха, его долгое, почти бесконечное дыхание завораживает…

Как рассказала Полина, в списке поэтов и писателей, которые уже дали предварительное согласие выступить в «Барабане»,— много замечательных имен. Кто именно — пока тайна: «Я очень суеверная»,— объясняет Шатохина.

— А почему цикл литературных встреч вы решили начать именно с Фаины Гримберг? — спрашиваем мы.

— Просто я ее очень люблю,— признается Полина.

Комментарии

Рейтинг:

Наши партнеры
Реклама

Нажимая на кнопку "Отправить", вы даете согласие на обработку персональных данных